• Главная
    • География и глобальные проблемы
    • Географическое положение России
    • Геосистема

Меню

  • Главная
  • Геосистема
  • География и глобальные проблемы
  • Географическое положение России
  • Создание транспортных коридоров
  • География населения и демография
  • Рекреационный потенциал Севера России
  • География и познание мира

Анализ основной проблематики по теме ''региональная политика'' (на основе данных рефератативного журнала ''География'')

По рефератативному журналу ''География'' мною было выделено 111 статей по региональной политике. В части я попытаюсь кратко охарактеризовать их содержание, разбив при этом для удобства на группы. Основной (но не обязательный) критерий выделения статей в какие-либо группы -единство поднимаемых в них вопросов и проблем современной регио-нальной политики. Т.о., у меня получилось примерно 20 групп. Конечно, выделение некоторых групп вообще или хотя бы отнесение той или иной статьи к какой-либо группе может быть спорным.

Особое место среди всех статей занимает цикл публикаций Лексина В., Швецова А. и др. под общим названием ''Региональная политика России: концепции, проблемы и решения''. Это практически единственный в своем роде цикл статей, который затрагивает в той или иной степени почти все основные проблемы региональной политики России. Первая статья цикла является вводной и поэтому авторы в ней рассматривают общие вопросы региональной политики (понятие региональной политики, ее необходимость, содержание, объект, субъект, государственные региональные интересы и местные интересы, правовые методы региональной политики и т.д.). Во второй статье (''Региональные бюджетно-налоговые системы'') сформированы основные принципы региональной политики и реформирования бюджетно-налогового процесса в стране. Третья статья (''Региональ-ная политика и формирование земельного рынка'') рассматривает сущность земельного рынка и интересы участников земельных рыночных отношений; региональные особенности земельного рынка; мировой опыт по данному вопросу. Авторы отмечают, что среди всех реформ Правительства РФ в сфере земельных отношений оказались наиболее трудными в реализации. Кроме того рассмотрены новые возможности соединения региональной политики и земельного рынка. В сферу региональной политики должны попасть все без исключения элементы и условия земельного рынка - от формирования нормативных цен до воздействия на структуру форм земельной собственности. В статье 5 (''Экономика и федерализм'') приводятся 12 условий неразрушительного соединения экономики и федерализма (разделение действий, ответственности и ресурсов и т.д.). При этом отмечается, что до сих пор многие весьма важные вопросы не нашли еще окончательного решения: правовой регламентации действий по разграничению объектов собственности, установления и юридического закрепления их нового правового статуса; организация управления государственной и муниципальной собственностью, условий и ограничений в распоряжении ею и т.д. В статье 7 (''Приоритеты региональной политики'') освещаются вопросы методологии, основы которой состоят в признании необходимости и возможности дополнения многочисленных и весьма полезных параметров, базирующихся на данных традиционной статистики и отчетности, такими показателями и характеристиками, которые позволяли бы оценить последствия развития конкретных ситуаций с позиций региональных интересов и целей региональной политики. Рассмотрены 3 группы вопросов: анализ и оценка хода конкретных направлений реформ в регионах РФ (на примере приватизации), анализ и оценка конкретной региональной ситуации (на примере депрессивных территорий). В восьмой статье (Муниципализация социальных объектов приватизированных предприятий) отмечается, что принимаемые решения по передаче в муниципальную собственность социальных объектов приватизируемых предприятий нацелены на то, чтобы и профиль соответствующих объектов сохранить, и обеспечить в то же время их нормальное функционирование, что практически нереально. В девятой статье рассмотрена реализация программных методов территориального развития.

Много статей посвящено анализу территориального устройства РФ. Причем в большинстве из них обосновывается необходимость территориальной реформы, нацеленной на создание в перспективе демократической системы административного устройства путем поэтапных эволюционных преобразований(13,14)). В связи с чем предлагается проект трехуровневой системы социально-экономического и административного районирования РФ: макроуровень (4-5 основных зон и 15-20 крупных социально-экономических районов), мезоуровень (150-200 административных округов), микроуровень (2,5-3 тыс. городов с административными районами) (3) или вариант укрупнения собственно русских областей до 17 субъектов Федерации(100). Кроме того В статье Подколзина В.В. ''Перспективы административно-территориального устройства РФ'' отмечается, что вопросы административно-территориального устройства страны почему-то оказались вне сферы интересов парламента(111). Это затрудняет переход к рыночноориентированной экономике и к самоуправлению экономических районов. Нет ясности и в определении характера суверенитета многих субъектов Федерации, в том числе населенных русскими. Необходим новый проект генерального экономического и административно-территориального районирования России. Практически всех авторов объединяет мнение о необходимости реформирования существующей административно-территориальной системы России.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другое по теме

Все об Индии
...

www.cpgeo.ru © 2021 - Все права защищены!